Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС ДО в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ -детский сад № 100, основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности, а также в соответствии с возможностями и особенностями детей дошкольного возраста (с 2-х до 7-и лет). Рабочая программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержание рабочей программы разработано в соответствии с учебно-методическим комплектом дошкольного учреждения:
-программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» (с 3-7 лет), И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой;
- программы музыкально-ритмического воспитания детей с 2-3 лет, Т.Сауко, А Буренининой.
Цель: развитие музыкальности детей дошкольного возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности (общение друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме , формирование духовно-нравственного отношения и сопричастности к наследию своего народа.
Музыкальное воспитание осуществляется через:
Музыкально – ритмические движения.
В этот раздел включены два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т.д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок.
Работу над развитием чувства ритма. Музицирование.
Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах.
Пальчиковую гимнастику.
Отдых, расслабление, укрепление мышц пальцев и ладоней, подготовка к игре на музыкальных инструментах, с одновременным разучиванием забавных стишков, прибауток.
Слушание музыки.
Подбираются музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской в соответствии с музыкальным образом или герою характером. Все музыкальные произведения сопровождаются показом иллюстраций, игрушек; стихами, загадками, потешками, сюжетами. Используются магнитофонные записи, видеоматериалы из кинофильмов и мультипликационных фильмов.
Распевание, пение.
Детям предлагаются простые, весёлые песенки – распевки, доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы.
Основная цель – дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре присутствуют элементы сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрёшки и т.д.) исполняет воспитатель или ребёнок старшего возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить своё место в них.
Методические принципы
1.Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
2.Целостный подход к решению педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен, попевок, разучивание народных игр и хороводов);
3. Принцип последовательности – усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.
5. Принцип партнёрства: детей встречаем с улыбкой, радостно, говорим добрые, ласковые слова, как мы соскучились, рады их видеть.
Таким образом, группа детей и музыкальный руководитель становятся единым целым. Вместе поём, вместе рассуждаем, вместе играем.
6. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более активной, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается через:
1. Эстетическое развитие – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость прививается интерес к народному творчеству.
2. Умственное развитие – развивается память, кругозор, воображение, речь, 3. Нравственное развитие – развивается дружелюбие, активность и самостоятельность.
Структура программы содержит следующие разделы:
I Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы
1.2. Принципы и подходы к реализации рабочей программы
1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей-дошкольников
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной музыкальной деятельности
2.2. Формы, способы и средства реализации рабочей программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды
Приложения
1.Списочный состав
2.Характеристика особенностей развития детей группы
Реализация содержания программы осуществляется через фронтальную и индивидуальную непрерывную образовательную деятельность педагога с детьми, тематические развлечения и досуги, праздники. Основой проектирования образовательного процесса служит комплексно-тематический план.
Формы работы с педагогическим коллективом: консультации, разработка методических рекомендаций, совместное планирование.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, информационные и тематические памятки, совместные развлечения и праздники.