Интеллектуальная готовность включает в себя:
01.09.2023
·
Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы
и явления окружающего мира;
·
Следующий уровень интеллектуальных процессов:
- умение выделять существенное в явлениях
окружающей действительности;
- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
- умение рассуждать, находить причины явлений, делать
выводы;
·
Обучаемость:
- усвоение нового правила работы;
- перенос усвоенного правила выполнения задания на
аналогичное;
- уровень развития обобщения (например, роза –
цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая
природа высокий уровень).
·
Сумму усвоенных знаний;
·
Речевое развитие:
- усвоение морфологической системы родного языка,
ориентировка на смысл слова;
- развитие фонематического слуха (умение производить
звуковой анализ слов);
- осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в
начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную
роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая
мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера,
слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим,
искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать
адекватную самооценку.
6 – 8 лет:
1. Недостаточное речевое
развитие, в том числе развитие речевой памяти.
2. Неполные
зрительно-пространственные представления.
3. Недостаточное развитие
мелкой моторики рук.
4. Недостаточное развитие
внимания.
5. Недостаточное
развитие произвольности поведения.
6. Нарушение формирования
учебной мотивации.
7. Проблемы
эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8. Проблемы поведения
(гиперактивное, демонстративное).
9. Высокая утомляемость.
Наиболее успешными в школе
оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы:
жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать,
сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Все способности ребенка тесно
переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи –
родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка
трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание
при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска
школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
·
Педагогическая запущенность,
·
Отставание в психическом развитии,
·
Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная
мозговая дисфункция»),
·
Признаки гипер- и гипоактивности,
·
Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
·
Астенизация, сниженная работоспособность,
·
Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
Итак, уважаемые родители, к
концу дошкольного возраста должны быть развиты физические,
интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.
Физические
качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость,
гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.
Интеллектуальные
качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы
(формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Личностные
качества – это качества, характеризующие
развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе
морально-нравственное развитие.
Данная разбивка качеств
условна, поскольку качество задается как системное образование. Для
возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое
(включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и
интеллектуальное).
Развитие выпускника
детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет
способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных
его возрасту.