01.09.2023
Требования ФГОС к результатам
освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры ДО – это
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Дошкольное детство имеет свою
специфику. Это гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Дошкольное
образование тоже имеет свои системные особенности. Это необязательность уровня
дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо
ответственности за результат. Все эти условия делают неправомерными требования
от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного
образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её
характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей
Программу.
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются
ориентирами для:
● учредителей Организаций для построения
образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
● педагогов и администрации Организаций для решения
задач:
– формирования Программы;
– анализа своей профессиональной деятельности;
– взаимодействия с семьями воспитанников;
● авторов образовательных программ дошкольного
образования;
● исследователей при формировании исследовательских
программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев
до 8 лет;
● родителей (законных представителей) детей от 2
месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
характеристики развития ребенка на этапах начала дошкольного возраста и
завершения дошкольного возраста.
Рассмотрим целевые ориентиры
к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам). Это следующие социальные и
психологические характеристики личности ребёнка:
● ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляетинициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе
род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к
воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт
внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством
собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению,
творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами
игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,
различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; творческие
способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками
и словами.
● ребенок хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения
речевого высказывания в ситуациях общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
● у ребёнка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой
потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в
разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить
до конца начатое дело; ребёнок может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной
гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п. Ребёнокспособен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
сферах действительности.
Все вышеперечисленные
характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий
уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и
требованиям учебного процесса. Степень реального развития этих характеристик и
способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень
образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в
условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.