Орлята России в контексте дошкольного воспитания
22.12.2025
«Орлята-дошколята» – это один из
содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на развитие
начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и решение
задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
В 2024 году методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для
использования дошкольным образовательным организациям страны. При создании
методических рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию
деятельности детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО. А также сохранены основные
ценности программы «Орлята России»: Родина, семья, спорт и здоровье, познание,
природа, команда.
Внедрение рекомендаций начинается с этапа знакомства с ними педагогического
коллектива, активного включения родителей в планирование совместной
деятельности в учебном году.
«Сейчас идёт активное знакомство детских садов с предлагаемой
программой "Орлята-дошколята". Первый этап состоит из двух частей –
погружение педагогического коллектива в подробности методического материала,
ознакомление с рекомендациями по их включению в систему работы детского сада.
Вторым шагом является активное включение родителей в
совместную деятельность. Взрослые договариваются о том, как они будут
взаимодействовать в связке "ребёнок-родитель-педагог" и
планируют события, которые будут проходить в рамках предложенных направлений в
подготовительных группах», –
сказала Ольга Шевердина,
старший методист отдела обеспечения реализации
программы «Орлята России».
МР ДОО Орлята России.pdf (скачать) (посмотреть)
6 декабря 2023 года Сергей Кравцов на заседании Наблюдательного
совета Движения первых под председательством Президента Владимира Путина
выступил с предложением масштабировать проект «Орлята России» на дошкольный
возраст.
Проект соответствует
приоритетным задачам Российской Федерации в сфере воспитания детей (Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.). А также
приоритетным направлениям государственной политики РФ в сфере образования и
воспитания. В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» под воспитанием понимается «..деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде».
Актуальность проекта «Орлята
России» обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи». Закон предусматривает проведение воспитательной
работы с участниками движения, стать которыми могут дети, родители и их наставники.
При этом под социальной активностью детей, опираясь на определения
В.Г. Маралова и В.А. Ситарова, следует понимать активность личности ребёнка (в
частности дошкольника), его способность включаться в специфическую для данного
возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень
психической активности, который бы способствовал получению результатов,
значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт
личности.
Опираясь на вышеперечисленное,
можно сделать вывод о том, что необходимо создавать детское движение, уже
начиная с дошкольного возраста. Погружение в данную тему, поиск необходимой
литературы показали, что в дошкольных организациях не используется такая форма
для развития социальной активности старших дошкольников в процессе
патриотического воспитания как «Детское движение».
Под детским движением мы понимаем, что это становление различных
групп, объединений, в которых консолидируются дети, дети и взрослые по принципу
общности их личных и общественных устремлений. Детское движение способствует
самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В детском
движении ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.
В нашем ДОУ работа по данной теме
была начата с адаптации программы «Орлята России» для старшего дошкольного
возраста.
Целевую группу составили дети от 6 до 7 лет, т.к. это будущие
первоклассники, которые в перспективе в школе вольются в проект «Орлята России»
в рамках Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение первых».
Для этого была определена цель
- развитие у старших дошкольников социально-ценностных знаний,
отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых ценностей, воспитания любви к своему Отечеству, его истории,
культуре, природе.
Для достижения поставленной цели
были решены следующие задачи:
1. Создать условия для
реализации ознакомления старших дошкольников с программой "Орлята
России".
2.Провести мероприятия по 7
направлениям, включая посвящение дошкольников в «Орлята-дошколята»
(«Орлята России»).
3. Организовать сетевое
взаимодействие с социальными партнерами школой № 146
В реализации направления
«Орлята-дошколята» был сделан акцент на направления программы:
1. «Орлёнок - Эрудит»: интеллектуальное
развитие детей посредством познавательной и исследовательской деятельности.
·Тематические викторины.
· Творческие лаборатории.
·Экскурсии и выставки.
2. «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»: воспитание любви и уважения к своей семье, малой
родине, традициям и истории страны.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Участие в создании музея (уголка) воинской Славы.
·Акции посвященные дню Победы.
·Концерты для ветеранов.
·Детский проект «Наши защитники».
·Детско-родительские проекты «История моей семьи»,
«Моя Родина».
3. «Орлёнок - Мастер»: формирование
любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического
вкуса.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Организация творческих мастерских.
·Изготовление народных игрушек.
·Создание игрушек – самоделок.
·Организация выставок «Народные промыслы.
4. «Орлёнок - Лидер»: раскрытие
в детях лидерских способностей и умения работать в команде.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Дежурные в группе, поручение важных дел.
·Проектная деятельность и защита проектов.
5. «Орлёнок - Спортсмен»: привитие
интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Спортивные состязания.
·Физкультурно-оздоровительная деятельность.
6. «Орлёнок - Доброволец»: раскрытие
в детях волонтёрского потенциала. Добровольцы - это помощники, люди,
которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Помощь младшим дошкольникам в организации прогулки.
·Демонстрация спектаклей, театров, музыкальных
концертов, для младших дошкольников.
·Организация акций («Корм для птиц», «Открытка
пожилому человеку» и т. д.)
7. «Орлёнок - Эколог»:
формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения
к природе. Значимые качества направления, ценности: любовь, бережное
отношение к природе родного края.
Примерные рекомендуемые
мероприятия:
·Акции «Сортировка мусора», «Вторичная переработка».
·Проведение развлечений «Я берегу природу».
·Изготовление кормушек.
·Цветоводство и огород в детском саду.
В 2025 учебном году запланированы
мероприятия с января по май в соответствии с рабочим планом реализации проекта.
Давайте вместе творить, расти и
совершенствоваться - для нас самих и для детей, которых мы растим, учим и
воспитываем!