Профессиональный стандар руководителя ДОО

ПРОЕКТ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской
Федерации
от "__" ______2019 г. N___

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Руководитель образовательной организации
(управление дошкольной образовательной организацией и
общеобразовательной организацией)
Регистрационный номер

Содержание
I. Общие сведения………………………………………………………………………………………
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)…………………………………………………..
III. Характеристика обобщенных трудовых функций………………………………………….
3.1.
Обобщенная трудовая функция «Управление дошкольной образовательной
организацией»…………………………………………………………………………………………
3.2
Обобщенная трудовая функция «Управление общеобразовательной организацией»……….
IV.Сведения об организации-разработчике профессионального стандарта……………….……………….

I. Общие сведения
Управление образовательной организацией общего образования
(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение эффективной деятельности и развития образовательной организации общего
образования
Группа занятий:
1120
Руководители учреждений,
организаций и предприятий
(код ОКЗ1)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11
Образование дошкольное
85.12
Образование начальное общее
85.13
Образование основное общее
85.14
Образование среднее общее
85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
(код ОКВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

Код

1
2
3
3
10
19

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код
А

В

наименование

уровень
квалифи
кации

Управление
дошкольной
образовательной
организацией

7

Управление
общеобразовательной
организацией

7

Трудовые функции
наименование

код

Управление
образовательной
деятельностью
дошкольной
образовательной организацией
Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми
Администрирование деятельностью дошкольной образовательной
организации

А/01.7

уровень
(подуро
вень)
квалифи
кации
7

А/02.7
А/03.7

7
7

Управление образовательной деятельностью общеобразовательной
организации
Управление развитием общеобразовательной организации
Администрирование
деятельностью
общеобразовательной
организации
Управление взаимодействием общеобразовательной организации с
участниками отношений в сфере образования

B/01.7

7

B/02.7
B/03.7

7
7

B/04.7

7

3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Управление
дошкольной
Наименование
образовательной организацией
Происхождение
обобщенной
трудовой функции

Возможные
наименования
должностей,
профессий
Требования
образованию
обучению

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код

А

Уровень
квалификации

7

-

-

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Заведующий,
Директор

к Высшее образование - специалитет/магистратура (профильное)
и или
высшее образование - специалитет/магистратура (непрофильное) и
дополнительное
профессиональное
образование
–
программы
профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту Не менее пяти лет стажа педагогической или руководящей деятельности в
практической работы образовательных организациях
Особые
условия Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
допуска к работе
установленных законодательством Российской Федерации3
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, развития несовершеннолетних4
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также
внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации5
Прохождение в установленном законодательством Российской
Федерации порядке аттестации6
Другие
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения
характеристики
квалификации по профилю профессиональной деятельности не реже
одного раза в три года
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной
трудовой функции, а также их совокупность в части руководства
направлением деятельности или решением отдельных управленческих
задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя
руководителя (заведующего) в порядке делегирования им полномочий и
распределения обязанностей
Дополнительные характеристики
Наименование
классификатора
ОКЗ7

Код
1120

Наименование базовой группы, должности (профессии) или
специальности
Руководители учреждений, организаций и предприятий

4
ЕКС8
ОКПДТР9
ОКСО10
(ОК 009-2016)

Руководитель (директор, заведующий, начальник)
образовательного учреждения
21959
Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом)
5.38.00.00 Экономика и управление
6.44.00.00 Образование и педагогические науки
-

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Управление
образовательной
деятельностью
дошкольной Код А/01.7
образовательной организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Организация разработки образовательных программ дошкольного
образования и дополнительных общеразвивающих программ в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), примерных образовательных
программ дошкольного образования, примерных адаптированных основных
образовательных программ дошкольного образования детей с ОВЗ
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образовательных
программ дошкольного и начального общего образования
Обеспечение вариативности образовательных программ дошкольного
образования и дополнительных общеразвивающих программ и
организационных
форм
дошкольного
образования
с
учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
воспитанников
Организация развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФГОС ДО
Управление процессом реализации образовательных программ дошкольного
образования и дополнительных общеразвивающих программ
Организация коррекционной работы и/или инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Обеспечение специальных условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников и работников
дошкольной образовательной организации (ДОО) в процессе реализации
образовательной деятельности
Руководство деятельностью по созданию условий социализации и
индивидуализации воспитанников
Руководство деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению
воспитанников
Контроль качества реализации образовательных программ, принятие
управленческих решений по коррекции и улучшению организации
образовательного процесса
Обеспечение
административно-организационной
поддержки

5

Трудовые умения

Необходимые
знания

взаимодействия педагогов с родителями/законными представителями, в
рамках участия в реализации образовательных программ
Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи родителям/законным представителям по вопросам
воспитания и обучения
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы,
регулирующие разработку и реализацию образовательных программ
дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ
Определять перечень образовательных программ дошкольного образования
и дополнительных общеразвивающих программ, основываясь на
социальных запросах участников образовательных отношений и
требованиях к условиям реализации образовательных программ
Обеспечивать соблюдение требований к психолого-педагогическим,
кадровым и материально-техническим условиям, предъявляемым к
организации образовательного процесса ФГОС ДО
Реализовывать
требования
ФГОС
ДО
к
развивающей
предметно-пространственной среде
Организовывать коррекционную работу и/или инклюзивное образование
детей с ОВЗ
Обеспечивать условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально
ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ
Контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии
с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (СанПиН ДОО)
Организовывать работу по учёту национально-культурных, климатических,
демографических и других условий, в которых осуществляется
образовательный процесс
Осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса
реализации образовательных программ
Реализовывать программы социального партнерства
Обеспечивать защиту прав воспитанников и других участников
образовательного процесса
Анализировать процесс и результаты реализации образовательных
программ
Выбирать и применять методы управления, обеспечивающие повышение
эффективности образовательной деятельности
Международная Конвенция прав ребенка, законодательство в сфере
образования и нормативные правовые акты органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере общего
образования
Перспективные направления и тенденции развития дошкольного
образования в Российской Федерации и в мировом образовательном
пространстве
ФГОС ДО
Примерные образовательные программы дошкольного образования
Примерные адаптированные основные образовательные программы

6

Другие
характеристики

дошкольного образования детей с ОВЗ
СанПин ДОО
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения,
границы и возможности их использования в дошкольном образовании,
включая здоровьесберегающие образовательные технологии
Кодекс профессиональной этики педагогических работников
Основы менеджмента в сфере образования
Основы педагогики и психологии
Основы физиологии, гигиены
Основы управления проектами
-

3.1.2. Трудовая функция
Наименование

Организация деятельности по присмотру
Код
и уходу за детьми

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Уровень

А/02.7 (подуровень)

квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Обеспечение реализации требований СанПиН ДОО к инфраструктуре,
инвентарю,
информационно-технологическому
и
материально-техническому обеспечению ДОО
Формирование
развивающей
социокультурной
среды
ДОО,
соответствующей индивидуальным возрастным, психологическим и
физиологическим особенностям воспитанников
Обеспечение специальных условий для присмотра и ухода за детьми с
ОВЗ, учитывающие особенности их психофизического развития
Организация и контроль работы системы питания в ДОО
Обеспечение безопасных условий пребывания воспитанников в ДОО в
соответствии с СанПиН
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников и работников ДОО
в процессе реализации образовательной деятельности
Управление формированием системы по сохранению и укреплению
здоровья воспитанников
Организация медицинского сопровождения воспитанников
Контроль соблюдения санитарных и гигиенических правил и требований
работниками ДОО
Трудовые умения
Реализовывать формы присмотра и ухода за детьми, в соответствии с
учредительными документами ДОО
Организовывать работы по реализации требований СанПиН ДОО к
инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и
материально-техническому обеспечению ДОО
Управлять формированием и развитием развивающей социокультурной
среды
ДОО,
соответствующей
индивидуальным
возрастным,
психологическим и физиологическим особенностям воспитанников

7

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Обеспечивать безопасные условия пребывания воспитанников в ДОО в
соответствии с СанПиН
Обеспечивать специальные условия для присмотра и ухода за детьми с
ОВЗ, учитывающие особенности их психофизического развития
Организовывать и контролировать систему питания в ДОО
Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий в ДОО
Организовывать ведение учета и отчетности, по вопросам, связанным с
осуществлением производственного контроля
Реализовывать требования к условиям сохранения и укрепления здоровья
воспитанников
Организовывать оказание первой помощи пострадавшим участникам
образовательных отношений при несчастном случае
Международная Конвенция прав ребенка, законодательство в сфере
образования и нормативные правовые акты органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере
дошкольного образования
Современные требования к инфраструктуре ДОО и ее содержанию
СанПин ДОО
Правила пожарной безопасности
Процедуры производственного контроля за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий в ДОО
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим
Требования к охране труда, обеспечению комплексной безопасности и
антитеррористической защищенности ДОО
Принципы соблюдения здорового образа жизни
-

3.1.3. Трудовая функция
Наименование

Администрирование
дошкольной
организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

деятельности
образовательной Код

А/03.7

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано

Х из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Руководство разработкой (актуализацией) и утверждение локальных
нормативных актов ДОО
Прогнозирование количественных и качественных параметров развития
ДОО с учетом социально-экономических и этнокультурных аспектов среды
Управление разработкой программы развития ДОО совместно с
коллегиальными органами управления
Формирование контингента детей и комплектование групп воспитанников

8

Трудовые умения

Планирование
образовательной,
организационно-хозяйственной
и
финансово-экономической деятельности ДОО в соответствии с
учредительными документами ДОО
Планирование, координация и контроль деятельности структурных
подразделений ДОО
Разработка и реализация кадровой политики ДОО
Руководство административными, финансовыми и хозяйственными
процессами ДОО
Управление развитием материально-технической базы ДОО
Управление привлечением финансовых ресурсов
Управление профессиональным развитием работников ДОО
Управление имущественным комплексом ДОО
Обеспечение реализации нормативных требований по безопасности ДОО
Обеспечение информационной открытости и доступности ДОО
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников и работников
дошкольной образовательной организации (ДОО) во время пребывания в
дошкольной образовательной организации
Организация доступной среды в ДОО для всех участников образовательных
отношений
Организация и координация социального партнерства с местным
сообществом, организациями культуры, досуга и спорта, другими
образовательными организациями по реализации образовательных
программ, ключевых мероприятий и событий
Обеспечение
эффективного
взаимодействия
с
участниками
образовательных отношений, органами государственной власти, местного
самоуправления, учредителем/собственником, общественными и другими
организациями, представителями СМИ
Формирование предусмотренных видов отчетности по деятельности ДОО
Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития
ДОО
Анализировать опыт развития дошкольных организаций, тенденции
развития дошкольного образования в Российской Федерации и в мире,
федеральные, региональные и местные инициативы, приоритеты
экономического и социального развития
Анализировать деятельность ДОО, изменения, происходящие во внутренней
и внешней среде, основные показатели (индикаторы) и результаты
реализации программы ее развития, управленческие риски
Разрабатывать и реализовывать программу развития ДОО
Разрабатывать внутренние локальные акты ДОО
Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о
состоянии и перспективах развития ДОО
Планировать
образовательную,
организационно-хозяйственную
и
финансово-экономическую деятельность ДОО
Организовывать системную административно-хозяйственную работу ДОО
Планировать распределение финансово-экономических, материальных,
кадровых, методических, информационных ресурсов ДОО
Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных
подразделений ДОО
Формировать организационную структуру и штатное расписание ДОО

9

Необходимые
знания

Осуществлять приём на работу, подбор и расстановку кадров в ДОО
Соблюдать требования законодательства в отношении допуска к работе
работников ДОО
Создавать условия для непрерывного профессионального развития
работников ДОО
Обеспечивать реализацию требований к комплексной безопасности,
антитеррористической и противокриминальной защищенности ДОО
Обеспечить соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, техники
безопасности и охраны труда
Организовывать обеспечение энергосбережения и энергетической
эффективности здания
Управлять обеспечением безопасной эксплуатации инженерно-технических
коммуникаций, оборудования и инфраструктуры ДОО
Представлять ДОО в государственных, муниципальных, общественных и
других органах, учреждениях, иных организациях
Осуществлять социальное партнерство, установленное действующим
законодательством
Обеспечивать эффективное взаимодействие с участниками образовательных
отношений, органами государственной власти, местного самоуправления,
учредителем/собственником, общественными и другими организациями,
представителями СМИ
Контролировать
административно-хозяйственную
и
финансовую
деятельность ДОО
Организовывать и контролировать контрактную, договорную и
претензионную деятельность
Управлять развитием материально-технической базы ДОО, обеспечивать
сохранность имущества, оборудования и инвентаря
Управлять обеспечением информационной открытости и доступности ДОО
Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и
результативности деятельности ДОО
Проводить публичные выступления и осуществлять устную и письменную
коммуникацию с представителями учредителя, органами государственной
власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами и
иными организациями
Формировать предусмотренные виды отчетности по деятельности ДОО
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
органа местного самоуправления и иные нормативные правовые акты,
включая гражданское, налоговое, бюджетное, трудовое, антикоррупционное
законодательство, нормы и правила охраны труда в части, регулирующей
деятельность ДОО
СанПиН ДОО
Теорию и практику финансирования дошкольного образования
Принципы бюджетирования и контроля расходов
Основы управления персоналом, включая основы нормирования труда,
оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
Основы стратегического планирования
Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров
Основы делопроизводства и документооборота (в т.ч. электронного)
Кодекс этики и служебного поведения

10

Другие
характеристики

Основы бухгалтерского учета
Основы психологии личности и групп
Основы финансового анализа и экономического планирования
Основы менеджмента в образовании
Требования антикоррупционного законодательства и ответственность за
совершение коррупционных правонарушений
Основы контрактной системы закупок
Правила оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев
Основы управления проектами
Нормы и правила комплексной безопасности, антитеррористической и
противокриминальной защищенности организаций
Информационно-коммуникационные
технологии,
применяемые
в
управлении ДОО (расширенный уровень)
-

3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование

Управление общеобразовательной
организацией

Происхождение
обобщенной трудовой Оригинал
функции

Возможные
наименования
должностей,
профессий
Требования
образованию
обучению

Директор
Начальник

X

Заимствовано
из оригинала

Код

В

Уровень
квалификации

7

-

-

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

к Высшее образование - специалитет/магистратура (профильное)
и или
высшее образование - специалитет/магистратура (непрофильное) и
дополнительное
профессиональное
образование
–
программы
профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту Не менее пяти лет стажа на педагогических должностях и наличие опыта
практической работы руководящей деятельности в образовательных организациях
Особые
условия Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
допуска к работе
установленных законодательством Российской Федерации3
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, развития несовершеннолетних4
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также
внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации 5
Прохождение аттестации в установленном законодательством Российской
Федерации порядке6
Другие
Дополнительное профессиональное образование -программы повышения

11
характеристики

квалификации по профилю профессиональной деятельности не реже
одного раза в три года
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной
трудовой функции, а также их совокупность в части руководства
направлением деятельности или решением отдельных управленческих
задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя
руководителя (директора, начальника) в порядке делегирования им
полномочий и распределения обязанностей
Дополнительные характеристики
Наименование
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или
классификатора
специальности
7
ОКЗ
1120
Руководитель учреждений, организаций и предприятий
8
ОКПДТР
21386
Директор (заведующий) интерната
21614
Директор школы (гимназии, лицея)
5.38.00.00 Экономика и управление
ОКСО9
6.44.00.00 Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Происхождение
трудовой функции

Трудовые
действия

Управление
образовательной
деятельностью
общеобразовательной
организации
Оригинал

Код

В/01.7

Уровень
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Разработка стратегии обеспечения качества образовательной деятельности
в общеобразовательной организации, с привлечением участников
образовательных отношений
Организация разработки (корректировки) и утверждение основных
образовательных
программ,
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО), Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования
(ФГОС
ООО),
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, примерных основных
образовательных программ, примерных адаптированных основных
общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных
программ, и программ профессионального обучения
Организация
реализации
требований
ФГОС
к
кадровым,

12

Необходимые
умения

финансово-экономическими,
материально-техническими,
психолого-педагогическими, информационно-методическим условиям
реализации образовательных программ
Организация приема обучающихся в общеобразовательную организацию
Организация процесса реализации образовательных программ, в том числе
в сетевой форме
Организация
работ
по
проведению
самообследования
общеобразовательной организации, функционированию внутришкольного
контроля, внутренней системы оценки качества образования, мониторингу
образовательных результатов учащихся
Обеспечение внешней оценки качества образовательных результатов,
организация участия общеобразовательной организации в мониторинговых
исследованиях разного уровня по качеству образования, в том числе
независимой оценке качества условий осуществления образовательной
деятельности
Руководство деятельностью по созданию условий, обеспечивающих
безопасность и доступность образовательной среды для всех участников
образовательных отношений
Управление формированием информационной образовательной среды, в
том числе цифровой образовательной среды
Руководство системой психолого-педагогического сопровождению
обучающихся
Руководство деятельностью по созданию условий социализации и
индивидуализации обучающихся
Организация просветительской и консультативной деятельности с
участниками образовательных отношений
Формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодёжи, направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся
Реализация управленческих решений по коррекции и улучшению
организации образовательного процесса
Разрабатывать стратегию обеспечения качества образовательной
деятельности в общеобразовательной организации с привлечением
участников образовательных отношений
Анализировать,
адаптировать
и
применять
национальный
и
международный опыт, практики и технологии разработки и реализации
образовательных программ, требования российских и международных
стандартов в области качества образования
Определять перечень актуальных и перспективных дополнительных
общеобразовательных программ и программ профессионального обучения
основываясь на социальных запросах обучающихся и требованиях к
условиям реализации образовательных программ
Разрабатывать локальные нормативные акты общеобразовательной
организации
Обеспечивать реализацию требований ФГОС к условиям реализации
образовательных программ
Управлять реализацией образовательных программ общеобразовательной
организации
Обеспечивать специальные условия для получения образования в

13

Необходимые
знания

соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося
Организовывать проведение самообследования организации, процедур
внутришкольного контроля, внутренней системы оценки качества
образования, мониторинга образовательных результатов обучающихся
Анализировать процесс и результаты реализации образовательных
программ, средства обучения и воспитания
Управлять разработкой и корректировкой образовательных программ по
результатам мониторинговых исследований различного уровня, запросов и
мнений участников образовательных отношений
Обеспечивать применение в профессиональной деятельности современных
образовательных технологий и средств обучения
Координировать воспитательную, учебную и методическую работу,
осуществлять контроль за выполнением учебных планов и программ в
общеобразовательной организации
Управлять созданием развивающей образовательной среды
Выбирать и применять методы управления, обеспечивающие повышение
результативности и эффективности образовательной деятельности
Организовывать профессиональные педагогические сообщества по
вопросам обучения и воспитания
Формировать в организации безопасную среду, обеспечивать реализацию
политики в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Организовывать оказание первой помощи пострадавшим участникам
образовательных отношений при несчастных случаях
Управлять формированием информационной образовательной среды, в том
числе цифровой образовательной среды
Управлять реализацией мероприятий по профилактике правонарушений у
несовершеннолетних
Обеспечивать защиту прав обучающихся и других участников
образовательного процесса
Координировать деятельность участников образовательных отношений,
предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, возникающие в
процессе реализации образовательных программ
Организовывать просветительскую и консультативную деятельность с
участниками образовательных отношений
Законодательство в сфере образования и нормативные правовые акты
органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в сфере общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные
основные и адаптированные образовательные программы, федеральные
государственные требования
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях
Профессиональные стандарты в сфере образования
Тенденции развития общего образования в Российской Федерации и в мире,
приоритетные направления государственной политики в сфере общего
образования
Технологии мониторинговых исследований качества образования

14
Основы стратегического менеджмента
Практики управления реализацией образовательных программ, в том числе
зарубежный опыт
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения,
границы и возможности их использования в общем образовании
Методы управления разработкой и реализацией образовательных программ
для достижения запланированных результатов
Методы, технологии и инструменты мониторинга и оценки результатов
реализации образовательных программ с учетом запросов социума,
здоровья и возможностей обучающихся, ресурсов общеобразовательной
организации, технологий и средств обучения и воспитания
Основы педагогики и психологии
Источники и порядок использования кадровых, материальных, финансовых
и других видов ресурсов, необходимых для осуществления деятельности по
реализации образовательных программ
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и
пострадавшим, способы и техника оказания первой помощи
Принципы и технологии эффективной коммуникации
Технологии урегулирования конфликтов
-

Другие
характеристики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование

Происхождение
трудовой функции

Трудовые
действия

Управление
развитием
общеобразовательной
организации
Оригинал

Код

B/03.7

Уровень
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Прогнозирование количественных и качественных параметров развития
общеобразовательной организации с учетом социально-экономических и
этнокультурных аспектов среды
Управление разработкой программы развития общеобразовательной
организации совместно с коллегиальными органами управления
Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения
образовательных инициатив и инноваций
Развитие социального партнёрства в рамках реализации программы
развития
Управление реализацией программы развития организации, ее ресурсное
обеспечение, координация деятельности участников образовательных
отношений
Контроль и оценка результативности и эффективности реализации
программы развития
Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах
развития общеобразовательной организации
Обеспечение условий для непрерывного образования работников,

15

Трудовые умения

Необходимые
знания

внедрение системы профессионального роста педагогических работников
Анализировать тенденции развития общего образования в Российской
Федерации и в мире, федеральные, региональные и местные инициативы и
приоритеты экономического и социального развития, эффективные
практики деятельности общеобразовательных организаций
Анализировать
деятельность
общеобразовательной
организации,
изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, основные
показатели (индикаторы) и результаты реализации программы ее развития,
управленческие риски
Разрабатывать стратегию развития общеобразовательной организации
Производить оценку реализации стратегии развития общеобразовательной
организации, определять ее миссию, роль в социуме, уровень социального
партнерства и степень интегрированности в местное сообщество
Осуществлять социальное партнерство, установленное действующим
законодательством
Определять
подходы
и
методы
управления
развитием
общеобразовательной организации, обеспечивающие повышение качества
образования и эффективности деятельности организации
Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о
состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации
Применять проектные методы организации управленческой деятельности
Оценивать реальные и потенциальные возможности работников,
стимулировать их профессиональное развитие и карьерный рост,
мотивировать к участию в развитии общеобразовательной организации
Законодательство в сфере образования и нормативные правовые акты
органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в сфере общего образования
Приоритетные направления федеральной, региональной и местной
политики в сфере общего образования
Тенденции развития общего образования и управления образовательными
системами в Российской Федерации и в мире, основные направления
развития цифровой экономики и постиндустриального общества
Основы стратегического менеджмента
Основы инновационного менеджмента
Основы проектного менеджмента

3.2.3. Трудовая функция
Наименование

Администрирование
деятельности
Код
общеобразовательной организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Трудовые
действия

В/03.7

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Реализация
принципов
государственно-общественного
управления
общеобразовательной организацией, включая формирование коллегиальных
органов управления образовательной организации с привлечением
представителей участников образовательных отношений

16

Необходимые
умения

Руководство разработкой (актуализацией) и утверждение локальных
нормативных актов
Планирование, координация и контроль деятельности структурных
подразделений общеобразовательной организации
Планирование
образовательной,
организационно-хозяйственной
и
финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации
Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в
соответствии с учредительными документами общеобразовательной
организации
Управление кадровой политикой общеобразовательной организации,
реализация системы мотивации персонала
Управление информационными ресурсами общеобразовательной организации
Реализация требований к дополнительно осуществляемой деятельности
общеобразовательной организации, связанной с предоставлением образования
(присмотр и уход, содержание, лечение, реабилитация, коррекция,
психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская,
технологическая и иная деятельность)
Обеспечение реализации требований по безопасности общеобразовательной
организации
Формирование и развитие организационной культуры общеобразовательной
организации
Развитие
материально-технической
базы
и
инфраструктуры
общеобразовательной организации
Организация доступной среды в общеобразовательной организации для всех
участников образовательных отношений
Организация и контроль контрактной, договорной и претензионной
деятельности
Формирование предусмотренных видов отчетности по деятельности
общеобразовательной организации
Управлять образовательной организацией на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие
деятельность
общеобразовательной
организации,
разрабатывать
соответствующие локальные нормативные акты
Планировать
образовательную,
организационно-хозяйственную
и
финансово-экономическую деятельность общеобразовательной организации
Организовывать
системную
административно-хозяйственную
работу
общеобразовательной организации
Применять
проектные
методы
организации
деятельности
общеобразовательной организации
Планировать привлечение и распределение финансово-экономических,
материальных, кадровых, методических, информационных ресурсов
общеобразовательной организации
Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных
подразделений и работников общеобразовательной организации
Осуществлять анализ эффективности использования и корректировку процесса
управления ресурсами
Управлять имуществом общеобразовательной организации
Организация и контроль работы системы питания в общеобразовательной

17

Необходимые
знания

организации
Организация мониторинга качества питания обучающихся
Формировать кадровую политику и систему управления кадровыми ресурсами,
в том числе: планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор,
приём на работу, расстановку, определять положения системы оплаты труда,
организовывать процесс аттестации кадров
Формировать организационную структуру и штатное расписание
общеобразовательной организации
Строить конструктивное взаимодействие с участниками образовательных
отношений
Обеспечивать реализацию требований к административно-хозяйственной и
финансовой деятельности общеобразовательной организации
Организовывать и контролировать контрактную, договорную и претензионную
деятельность
Реализовывать меры по предупреждению коррупции в организации
Обеспечивать реализацию требований к охране труда, комплексной
безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности
общеобразовательной организации
Обеспечивать реализацию требований к технологическим (аппаратным и
программным),
информационных
и
организационным
ресурсам
общеобразовательных
организаций
для
развития
информационной
образовательной среды
Организовывать ведение отчётности по администрированию и управлению
ресурсами и её представление заинтересованным сторонам
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
органа местного самоуправления и иные правовые акты, включая гражданское,
налоговое, трудовое, бюджетное, антикоррупционное законодательство в
части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях
Профессиональные стандарты в сфере образования
Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья и
обеспечения безопасности труда
Строительные нормы и правила (СНиП)
Теорию и практику финансирования общего образования
Принципы бюджетирования и контроля расходов
Основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки
и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
Основы стратегического планирования
Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров
Основы делопроизводства и документооборота (в т.ч. электронного)
Кодекс этики и служебного поведения
Основы бухгалтерского учета
Основы психологии личности и групп
Основы финансового анализа и экономического планирования
Основы менеджмента в образовании
Требования антикоррупционного законодательства и ответственность за
совершение коррупционных правонарушений
Основы контрактной системы закупок

18

Другие
характеристики

Правила оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев
Основы управления проектами
Нормы и правила комплексной безопасности, антитеррористической и
противокриминальной защищенности организаций
Требования к информационной образовательной среде общеобразовательной
организации
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении
общеобразовательной организацией (расширенный уровень)
-

3.2.4 Трудовая функция

Наименование

Управление
взаимодействием
общеобразовательной организации с
Код
участниками отношений в сфере
образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Трудовые
действия

В/04.7

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Определение потребностей, направлений, форматов и ожидаемых результатов
взаимодействия (в том числе сетевого) с участниками отношений в сфере
образования
Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с
участниками отношений в сфере образования, социальными партнерами,
общественными организациями, другими образовательными и иными
организациями (в том числе, зарубежными), представителями СМИ
Привлечение общественно-деловых объединений и представителей
работодателей в деятельность по вопросам управления общеобразовательной
организацией, в т.ч. в обновление образовательных программ
Содействие деятельности общественных объединений обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной
законодательством Российской Федерации
Руководство разработкой локальных нормативных актов, регламентирующих
взаимодействие с участниками отношений в сфере образования
Организация взаимодействия с органами государственного и общественного
контроля
Организация и координация социального партнерства с местным и
бизнес-сообществами, организациями культуры, досуга и спорта, другими
образовательными организациями по реализации образовательных программ,
ключевых мероприятий и событий
Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации
Контроль и оценка результатов взаимодействия с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, общественными и иными

19

Необходимые
умения

Необходимые
знания

организациями для его дальнейшего развития и совершенствования
Организация подготовки отчётов для заинтересованных сторон по результатам
взаимодействия
Осуществлять
руководство
разработкой
стратегии
взаимодействия
общеобразовательной организации (в том числе сетевого) с участниками
отношений в сфере образования
Определять цели, механизмы и форматы взаимодействия, разрабатывать
локальные нормативные акты, регламентирующие взаимодействие с
участниками отношений в сфере образования, органами государственной
власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами,
местным и бизнес-сообществами общеобразовательной организации
Представлять
интересы
общеобразовательной
организации
при
взаимодействии с учредителем, органами государственной власти, органами
местного самоуправления, социальными партнерами
Строить конструктивное взаимодействие с участниками образовательных
отношений, органами государственной власти и органами местного
самоуправления, социальными партнерами общеобразовательной организации
Организовывать
процессы
лицензирования
и
аккредитации
общеобразовательной организации
Организовывать взаимодействие с надзорными органами и органами
государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере образования,
контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при
осуществлении образовательной деятельности, обеспечивать содействие их
деятельности, размещение на сайте результатов проверок, реализация
предписаний контрольных и надзорных органов
Проводить публичные выступления и осуществлять устную и письменную
коммуникацию с представителями учредителя, органами государственной
власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами и иными
организациями (в том числе зарубежными)
Управлять формированием событийного пространства общеобразовательной
организации
Осуществлять контроль представления интересов общеобразовательной
организации
Осуществлять оценку эффективности взаимодействия общеобразовательной
организации
Обеспечивать представление отчетности о результатах деятельности
общеобразовательной организации учредителю, надзорным органам и другим
заинтересованным сторонам
Развивать социальное партнерство общеобразовательной организации с
другими образовательными и иными организациями, общественными
(профсоюзными) организациями
Законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
акты местного самоуправления в сфере образования
Основы, механизмы и формы государственно-общественного управления
общеобразовательной организацией
Технологии связей с общественностью, принципы, методы и техники
эффективной коммуникации, ведения переговоров, методы отстаивания
интересов организации при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
Процедуры проверок органов контроля (надзора) в сфере образования

20

Другие
характеристики

Механизм реализации государственно-частного партнерства
Технологии организации событийного пространства
Управление конфликтами
Иностранный язык (базовые знания)
Основы психологии личности и групп
Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс культурного
менеджмента
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт
образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»)
(наименование организации)
Неустроев Сергей Сергеевич
(должность и ФИО руководителя)

управления

Общероссийский классификатор занятий "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят
и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
2
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от
20.02.2019)
3
Часть 3 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598); статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002,
2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42)
4
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
5
Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 360, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031,
2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от
12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при
выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
(зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными
приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г.,
регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г.,
регистрационный N 35848).
6
Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
7
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом
Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
8
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)
9
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление
Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)
10
«ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (принят и введен в действие
Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2007-ст).
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».